Главное меню
Если ты в беде

112 - единый номер службы спасения

+7(4967)79-01-50 общественная приемная Антинаркотической комиссии г.Серпухова

+7(4967)35-28-98 дежурная служба I отдела 5 службы УФСКН России по Московской области

+7(800)2000-122 единый детский телефон доверия

+7(903)100-49-09 круглосуточный областной телефон горячей линии «дети в беде»

+7(499)613-19-34 телефон дежурной части

Расписание звонков

1 смена

1 8.05-8.45
2 8.55-9.35
3 9.55-10.35
4 10.45-11.25
5 11.35-12.15
6 12.25-13.05


Перерыв между сменами 13.05-14.05

2 смена

1 14.05-14.45
2 15.05-15.45
3 15.55-16.35
4 16.45-17.25
5 17.35-18.15
6 18.25-19.05

 

Главная Советы психолога Для педагогов Особенности конфликтов между учителями и учениками

Наш сайт переехал, адрес нового сайта serpschool.edumsko.ru

Особенности конфликтов между учителями и учениками

Особенности конфликтов между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеучебных       
заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил      
поведения в школе и вне её;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся;
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у  них снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты  приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины  конфликтов между учителями и учениками.

  1. Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.
  2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
  3. Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
  4. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и

« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справится с эмоциями.

  1. Присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл для них, об этом всегда приходится помнить учителю.
  2. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности
  3. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Современная ситуация в стране, бедственное положение многих семей, недостаточная подготовка молодых учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к деструктивным последствиям. По данным психологических исследований  40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий в учебном процессе.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителями дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями, например: конфликты могут стать хроническим явлением в этом классе.
Опрос школьников в одной из российских школ  показал, что около 80% учащихся испытывают  ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин  такого отношения ученики называют следующие:
- учителя не любят детей;
- отрицательные личностные качества учителя;
- несправедливая оценка их знаний учителем;
- учитель плохо владеет своей профессией.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.
Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить себя без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
С другой стороны было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.
Во- первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1992 году. Причем, нередко  не  в лучшую сторону. Пятнадцать  лет  назад  в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация  с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это реальность.
Во-вторых, заметно увеличилась разница между социально-экономическим статусом в семьях, что способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.
В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителей.
А также низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов и учеников вызывает повышенную агрессию.

Рекомендации учителю по профилактике  конфликтов.

  1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
  2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
  3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют  отрицательные  функции:

- оказывают  разрушающее  влияние  на  здоровье  того,  кто  конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону эмоционального заражения  вызывают  ответную  неприязнь  у  партнёра  по   
общению.

  1. Не  стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»   методами  переделывать   учеников.

Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

  1. Оценивая результаты учебы  и  поведения  школьника, всегда  сначала  обращайте

Внимание на то, что  ему удалось сделать  и  чего достичь. Только после этого   уместно
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и  школьниками.
6.  Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других
учителей, администрации, родителей.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими  представляют  собой  не
только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен,
такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием
предмета.

  1. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.

Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь
поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

 
Слабовидящим
Вопрос 1
Ваш ребенок учится в нашей школе. Вы выбрали нашу школу потому что
 
Вопрос 2
Удовлетворены ли вы качеством услуг , предоставляемых школой
 
Вопрос 3
Посоветуете ли вы своим знакомым отдать ребенка для обучения в нашу школу