Время в школе
Если ты в беде

112 - единый номер службы спасения

+7(4967)79-01-50 общественная приемная Антинаркотической комиссии г.Серпухова

+7(4967)35-28-98 дежурная служба I отдела 5 службы УФСКН России по Московской области

+7(499)152-53-52 телефон доверия УФСКН России по Московской области

+7(499)613-19-34 телефон дежурной части

Расписание звонков

1 смена

1 8.05-8.45
2 8.55-9.35
3 9.55-10.35
4 10.45-11.25
5 11.35-12.15
6 12.25-13.05


Перерыв между сменами 13.05-14.05

2 смена

1 14.05-14.45
2 15.05-15.45
3 15.55-16.35
4 16.45-17.25
5 17.35-18.15
6 18.25-19.05

 

Главная Советы психолога Для педагогов Особенности конфликтов между учителями и учениками

Дорогие ученики, родители, выпускники и гости нашего сайта! Харитонова Людмила Геннадьевна, учитель нашей школы, участвует в городском конкурсе профессионального мастерства "Самый "классный" классный". Проголосуйте, пожалуйста, за Людмилу Геннадьевну, молодого творческого педагога. Поддержите нашу любимую школу! Голосование проходит на сайте УМЦ г.Серпухова (раздел "Конкурсы профессионального мастерства"). Для удобства голосования можно воспользоваться ссылкой.

Дошкольная подготовка с 20 ноября 2017 года Подробнее...

Школьный портал

Для корректной работы сайта Вам необходима программа Adobe Acrobat

Особенности конфликтов между учителями и учениками

Особенности конфликтов между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеучебных       
заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил      
поведения в школе и вне её;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся;
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у  них снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты  приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины  конфликтов между учителями и учениками.

  1. Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.
  2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
  3. Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
  4. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и

« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справится с эмоциями.

  1. Присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл для них, об этом всегда приходится помнить учителю.
  2. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности
  3. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Современная ситуация в стране, бедственное положение многих семей, недостаточная подготовка молодых учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к деструктивным последствиям. По данным психологических исследований  40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий в учебном процессе.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителями дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями, например: конфликты могут стать хроническим явлением в этом классе.
Опрос школьников в одной из российских школ  показал, что около 80% учащихся испытывают  ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин  такого отношения ученики называют следующие:
- учителя не любят детей;
- отрицательные личностные качества учителя;
- несправедливая оценка их знаний учителем;
- учитель плохо владеет своей профессией.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.
Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить себя без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
С другой стороны было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.
Во- первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1992 году. Причем, нередко  не  в лучшую сторону. Пятнадцать  лет  назад  в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация  с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это реальность.
Во-вторых, заметно увеличилась разница между социально-экономическим статусом в семьях, что способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.
В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителей.
А также низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов и учеников вызывает повышенную агрессию.

Рекомендации учителю по профилактике  конфликтов.

  1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
  2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
  3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют  отрицательные  функции:

- оказывают  разрушающее  влияние  на  здоровье  того,  кто  конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону эмоционального заражения  вызывают  ответную  неприязнь  у  партнёра  по   
общению.

  1. Не  стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»   методами  переделывать   учеников.

Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

  1. Оценивая результаты учебы  и  поведения  школьника, всегда  сначала  обращайте

Внимание на то, что  ему удалось сделать  и  чего достичь. Только после этого   уместно
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и  школьниками.
6.  Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других
учителей, администрации, родителей.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими  представляют  собой  не
только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен,
такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием
предмета.

  1. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.

Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь
поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

 
Слабовидящим
Опрос
Будет ли Ваша семья участвовать в шествии "Бессмертный полк"?
 
.